C мольбертом у самого синего моря

Исторический очерк


Художественная жизнь в Ялте начала развиваться в конце 80-х годов XIX века. Художница Е. И. Фаусек открыла курсы рисунка и лепки на даче С. А. Хорошавина, располагавшейся в Ломоносовском переулке.

Затем А. Б Воронков в своем доме на Аутской улице, 17 (теперь — улица Краснова), открыл курсы, на которых обучал талантливую молодежь рисунку, живописи, композиции, черчению, работам по атласу, бархату, шелку, переплетному делу, подготавливал к поступлению в художественные и технические училища. Художник А. Е. Чернявский в студии, в своем доме в Черноморском переулке, 4, преподавал основы живописи, рисунка и лепки, писал по заказу портреты и пейзажи. 
Позднее в его доме открыла классы рисунка, живописи и лепки Е. Д. Черневская-Шульц (ученица художника В. Е. Маковского). Она также писала портреты: пастелью — за один сеанс, маслом — за два-три сеанса. 
Потом появились студии Е. В. Кохмановского и В. К. Яновского в доме Н. М. Иванова в Черноморском переулке, 3, ателье рисунка и живописи Н. М. Бучумова на Милютинской улице, 10 (улица Тольятти), курсы рисунка В. М. Кузнецова в Обходном переулке, 6 (ул. Маршака). В городе жили и работали художники-любители А.В. Волженинов, Ю. А. Ковако, В. И. Пацев, А. А. Российский и другие. 
В Ялту приезжали писать марины, пейзажи и этюды многие известные русские живописцы-реалисты. Так, И.К. Айвазовский 9 картин посвятил Ялте. Первая из них, написанная еще в 1838 году, так и называлась — «Ялта». Две последние картины — «Штиль у Ялты» и «По дороге из Ялты в Массандру» — он создал в 1891 году. Тогда же экспонировал их вместе с другими полотнами в зале гостиницы «Центральная» на Бульварной улице (теперь — ул. Ф. Рузвельта). Билет стоил 20 копеек, сбор средств пошел в пользу детского приюта. 
В то время картины других художников выставлялись и продавались в павильоне и в городском саду. 
Два последних года жизни провел в Ялте выдающийся художник Ф. А. Васильев (умер от туберкулеза в 1873 году), кисти которого принадлежат картины: «Дорога в Крыму», «Кипарисы в Крыму», «В крымских лесах», «Прибой волн». Ныне его имя носит одна из центральных улиц города. Долгое время в Ялте жил пейзажист М. А. Алисов, создавший картины «Крымский вид», «Буря в море», «Ночной вид. Симеиз» и другие. 
Четыре этюда в Крыму были написаны художником А. Захаровым. 
Академик Г. Г. Мясоедов жил в Ялте, в доме-даче жены Е. М. Кравцовой (Мясоедовой), на Аутской улице, 2, выходившем фасадом на набережную (позднее дом был перестроен в стиле модерн, в советские годы в нем размещались аптека N 97 и Ялтинский терсовет по управлению профсоюзов). Хотя в живописи он был "певцом русского крестьянства», однако немало написал пейзажей: «В Ялте», «Пристань в Ялте», «Окрестности Ялты», «Мисхор», «Водопад Учан-Су», а также портреты Д. А. Усатова — члена городской управы, бывшего учителя Федора Шаляпина в Тифлисе, и М. С. Поль - пианистки, организовавшей в 1902 году в доме доктора медицины П. А. Ширяева на улице Морской, 5, первые в Ялте музыкальные курсы. 
Г. Ф. Ярцев жил на Гимназической улице, 9 (ул. Войкова). Он был не только художником, но и архитектором и общественным деятелем. К. А. Коровин также жил и работал в Ялте, а в 1912 году построил на берегу Гурзуфской бухты дачу «Саламбо». Им были написаны картины «Кафе в Ялте», «Гурзуф» (два вида), «Базар в Гурзуфе» и другие. 
В начале 1902 года в Ялте жил А. П. Чехов, отдыхали Л. Н. Толстой, А. М. Горький, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов и другие видные представители русской творческой интеллигенции, под благотворным влиянием которых в том же году местные деятели искусства создали Ялтинский литературно-артистический кружок. Помимо устройства концертов, музыкально-литературных вечеров и публичных лекций, кружок стал периодически устраивать выставки изобразительного искусства. Например, в 1907 —1908 годах он организовал выставки картин Айвазовского в гостинице «Джалита» и Алисова — в гостинице «0реанда». Своего помещения кружок не имел, поэтому выставки проходили в разных помещениях. В 1910 году в курзале в городском саду состоялась выставка картин Е. Д. Черневской-Шульц («Цыганка», «Хризантемы», «Астры») и М. А. Ласс, скульптур и художественных изделий из дерева и бархата других членов Ялтинского литературно-артистического кружка. Почти все экспонаты были распроданы. Часть выручки была передана на поддержку приюта больных-хроников. 
Стремясь еще более активизировать художественную жизнь в городе, художники-энтузиасты И. П. Федоров-Керченский, Н. А. Гедройц. Е. Д. Черневская-Шульц, М. А. Ласс, А. Л. Ласс и любители изобразительного искусства А. Н. Витмер, А. В. Волженинов, А. А. Российский, И. С. Шамраев и другие создали летом 1914 года Ялтинский художественно-артистический кружок, который в. своей деятельности должен был охватить не только местных, но и приезжих живописцев. Его председателем был избран В.Н. Качалов, потом его сменил Н. М. Бучумов. 
В принятом уставе была записана программа кружка: открытие мастерской для совместного рисования с натуры, писания картин красками, ваяния, зодчества и занятия прикладным искусством; забота об охране памятников искусства, развитие и распространение в обществе правильного взгляда на искусство и его воспитательное значение путем проведения платных и бесплатных выставок, вечеров и публичных лекций; конкурсов по созданию художественных произведений — картин, рисунков, скульптур; организация художественного музея; награждение членов кружка медалями; издание трудов по искусству и пр. Как видно, программа кружка очень широкая и интересная, однако из-за начавшейся первой мировой войны и возникших различных трудностей она не была выполнена... 
И все же кружок продолжал свою деятельность. Зимой 1915 года членам кружка, собиравшимся по средам в гостинице «Джалита» (тогда ее владельцем был дворянин А. А. Российский), удалось устроить в ней выставку около 300 картин и этюдов Айвазовского, Алисова, Верещагина, Маковского, Коровина, Перова, Шишкина, Лагорио, Черневской-Шульц, Яновского и других художников, а также скульптур — произведений членов кружка и из частных коллекций, оборот которой поступил в помощь раненым воинам, прибывшим в Ялту с фронта для лечения, и их семьям. 
В ноябре того же года кружок обосновался в бывшем доме художника А. Е. Чернявского (он умер 20.12.1912 г.) в Черноморском переулке, 4. В 1916 году кружок устраивал в этом доме выставки картин — весной и осенью. Осенью в основном были представлены акварели; крымские пейзажи Н. М. Бучумова, И. Е. Крачковского (академика), А. Л. Ласс, М. А. Ласс, А. Е. Чернявского, В. К. Яновского, молодого художника М. А. Российского («Осень в Ялте», «Скалы», серия «Бахчисарай») и других. 
Газета «.Ялтинская жизнь» писала 30 сентября 1916 года, что «это была большая редкость не только в Ялте, но и в Петербурге, и в Москве, где акварелисты вообще не баловали любителей акварельной живописи». В заключение газета подчеркивала: «Мы отмечаем это приятное явление, как выдающееся и редкое в жизни .нашего города». В октябре того же сюда Ялтинский художественно-артистический кружок организовал в этом же доме студию и курсы драматического искусства, которые возглавила известная артистка И. И. Мальская-Найденова. Под ее руководством был проведен, ряд вечеров, на которых местные артисты и любители театра показали несколько спектаклей. 
К сожалению, в 1984 году, вскоре после капитального ремонта, бывший каменный тол-тостенный крепкий двухэтажный дом художника А. Е. Чернявского был снесен ради расширения территории Летнего театра в городском саду, реконструированного и открытого в 1988 году.
Ялтинский художественно-артистический кружок продолжал свою деятельность и после Февральской революции 1917 года в России. Так, в среду 16 марта в гостинице «Джалита» под руководством Мальской-Найденовой состоялся вечер свободного художественного слова. В программу входили воспоминания о прошлом, чтение стихов, показ сцен из «Федорушки» А. Толстого. Была также показана «живая» картина «Свобода» в постановке Е. Черневской-Шульц и М. Радзишевской. Билеты стоили от полутора до трех рублей (тогда деньги обесценивалиоь). .По билетам со скидкой эта программа была повторена в ближайшее воскресенье для рабочих и солдат. Сбор средств от вечера был передан семьям народных борцов, павших в борьбе с царизмом. В августе того же года кружок устроил публичное гулянье с целью сбора средств для создания фонда художников, артистов и литераторов и для пополнения фонда самого кружка. 
Художественная жизнь в Ялте не прекращалась вплоть до установления в ней в январе 1918 года народной власти и в последующие годы.

 


Геннадий Нечаев. Москва. "Крымская газета"

 

Поиск по сайту

Внутренние ссылки

Посмотреть на нашем сайты страницы о наших друзьях:

Кадровое агентство FebaLine Авторская страница Ирины Фургал

Лаборатория декора Сайт о модульной электрике

Москиттеч - сайт интересный моделистам YADEKOR - путешествия поперек Москвы

Спортивно-оздоровительный клуб Фитнес-класс Магазин Ткани-Вера в Жулебино

Евровыкройка Ткани-С, ткани оптом



Реклама



Рейтинг@Mail.ru