«Уходящая душа Ялты» глазами Сергея Бочарова
Известный российский художник, профессор живописи, обладатель трех премии Гран-при в Италии и Франции, автор скандальной "Кремлевской бани", портретов Брежнева, Высоцкого, Версаче и короля Норвегии Олафа, художник-постановщик 18 фильмов просто боготворит Ялту.
На протяжении многих лет он работает и живет в Москве, преподает в Риме, а отдыхать приезжает в Ялту - одно из самых любимых мест на планете. А недавно мастер задумал открыть в своей квартире на Набережной художественную галерею и передать в дар городу коллекцию собственных картин. Основным экспонатом будущей галepeи станет трехметровое полотно под названием "Уходящая душа Ялты", над которым художник трудился пять лет. "Это то, что безвозвратно уходит в прошлое, - подчеркнул Сергей Бочаров при встрече, - эти ветхие маленькие домики на старой Слободке, которые, на мой взгляд, отражают суть исторической части города и которые сейчас бессовестно застраиваются небоскребами..."
- Я часто задаю вопрос: Ради чего люди едут в Ялту? Ведь никто об этом даже не задумывается! Почему в городе уничтожае-тся уникальная архитектура XIX столетия? Зачем убивать то, что прекрасно... Почему бы на основе этих старых домиков не сделать реконструкцию, сохранив ту уникальную архитектуру, наличники, резьбу... Ведь это как раз то, ради чего к нам едут туристы. А когда они увидят эти многоэтажки, эту так называемую "европейскую отрыжку", которой и у них полно, Ялта перестанет быть для них привлекательной. Более того, меня удивляет, что в Ялте до сих пор нет настоящей художественной галереи. Единственный в городе Выставочный зал, по сути, превратился в магазин. Хотелось бы создать здесь такую картинную галерею, которая стала еще одним местом отдыха, где за символическую плату можно было бы посмотреть настоящие работы выдающихся крымских художников. Это не будет бизнес-проектом, а станет еще одной достопримечательностью города. Я планирую передать в дар часть своих работ и надеюсь, что другие художники тоже откликнутся.
Стремиться превзойти гения.
Мы с женой воспитали много детей, и своих, и приемных. И вот тех, кого брали уже взрослыми (5-7 лет). практически невозможно изменить. Даже годовалого ребенка трудно "переделать"... Вообще дети - это опасная вещь. Они "высасывают" из тебя столько энергии! Я в свое время преподавал в Венской академии художеств, в Итальянской академии, во ВГИКе... Это очень сложно. Ведь от того, как ты им преподашь, зависит, что из них потом вырастет. Вот простой пример: в ялтинской художественной школе у меня недавно был мacтep-класс. Спрашиваю: с чего должен начинаться художник? Никто не знает. Тогда я им посоветовал выбрать любого известного художника и постараться превзойти его. Преподаватели, правда, возмутились. А что в этом плохого? Пусть ребенок верит, что он будет гением, и тогда, возможно, он им станет.
А говорят "великий"!
Когда я учился в художественном училище в Краснодаре, к нам приехала Надя Леже - супруга выдающегося французского художника Фернана Леже. Она пригласила меня (единственного из всех учеников) к себе в студию, в Париж, где обучали мастерству живописи. Надя очень любила Советский Союз, потому как была коммунистка. Ее муж, и Пикассо - тоже. Как идейные единомышленники они держались вместе. Однажды в Париж приехала делегация из СССР: документалист Роман Кармен и оператор Русевский, которые мечтали снять фильм о том, как рисует Пикассо. И мы поехали на встре-чу, которую нам организовала Надя Леже, Сначала мы просто смотрели, а потом придумали состязание: кто лучше нарисует - я, 17-летний мальчик, или великий художник. Рисовали Жаклин - жену Пикассо. Я спокойно работал и справился довольно быстро. А Пикассо все время нервничал, порвал пять листов. А еще говорят, "великий"! Мы обменялись рисунками, подписав их друг другу на память.
Тарковский свое обещание сдержал.
Когда я поступил Во ВГИК, то думал закончить его экстерном - за 2-3 года, но проучился все шесть лет. Мои эскизы к курсовой увидел Тарковский и пригласил меня на съемки третьего варианта фильма "Сталкер" (два первых были неудачными). За это он обещал добиться, что-бы после окончания института мне присвоили третью категорию художника-постановщика, что давало возможность сразу делать собственные постановки, в то время как обычным выпускникам нужно было еще пять лет работать ассистентом. Свое обещание Тарковский сдержал. Он имел колоссальный авторитет, многие его даже боялись.
Три Гран-при - у Айвазовского только два!
Первый Гран-при я получил в конце 80-х в Париже на выставке, где были представлены работы на военную тематику. Я изобразил восточную битву XVII века. А третий Гран-при я получил в 2002 году в Неаполе как лучший маринист мира. Там были представлены работы (правда, не лучшие) извест-нейших художников: Айвазовского, Боголюбова и др. Голосование было тайным: все фамилии - закрыты, картины - под номерами. Так получилось, что первое и второе место получили мои работы, а третье - Айвазовского. В результате у меня - единствен-ного в мире художника - три Гран-при. И, тем не менее, неизвестен...
А потому что пишу патриотические картины...
"Кремлевскую баню" видели? Сейчас покажу... Смотрите, Георгиевский зал Кремля - это святое место превратили в… баню! Вот они сидят - абсолютно голые Ельцин, Рябов, Бурбулис, Макаров, Кова-лев, Шахрай... После этого они подали в суд. Еще один иск был от Ельцина, который посчитал, что я унизил его как президента. Так вот в суде, после длинного выступления обвинителя, бурных аплодисментов, я сказал, что на моей картине нет президента, потому что в бане все равны, и все эти обвинения - просто глупость. Судья со мной согласился. Это был настоящий провал, который тщательно скрывали, Вот тогда, наверное, я впервые, по-настоящему, и прославился. Картина "Неравный брак" была написана еще в советское время, в 1985 году. Действие происходит в Грановитой палате Кремля - зале царской власти. Молодая, красивая, богатая, в русском костюме XIX века невеста - наша Родина, старик - жених - президент США Буш. За богатым столом, уставленным иностранными яствами и питьем, знакомые лица - так называемая демократическая элита. Для них это - вожделенная "кормушка". Ради этого они готовы все вокруг развалить, распродать, разворовать. Так оно и получилось. Есть картина, посвященная журналистам. Называется "Грачи прилетели". Черное облако ворон, летящих над нашей страной, - это журналисты-лгуны. У ворон - человеческие лица, имеющие стопроцентное сходство с моделями. Чтобы их нарисовать мне пришлось ходить в места скопления журналистов - на пресс-конференции, в редакции. Некоторые тогда обиделись, грозились меня упрятать куда надо, но против правды не попрешь. Ее, как ни крути, не спрячешь. Портрет Брежнева я написал за 7-8 сеансов. Он изображен со спины, потому что уходит. А вокруг - все черное. Когда он спросил у меня, что это, я ответил: "Это наше будущее". Там на заднем плане из темного пространства выползают две фигуры: Ельцина и Горбачева. Леонид Ильич рассмеялся и говорит: "Не может этого быть! Один - пьяница, а другой - шестерка, бумажки носит..."А вот, видите, как получилось...
< Предыдущая | Следующая > |
---|